???????????? ??????

Как выбрать проектор?

Первое, что необходимо помнить при выборе средств отображения – проектор и экран должны работать в связке. Именно совокупность свойств и настроек пары «экран + проектор» обеспечивают наилучшее качество изображения, поэтому для каждого конкретного случая лучше производить подбор обоих устройств одновременно.

Данная статья поможет Вам сделать рациональный и осознанный выбор проектора в соответствии с Вашими задачами и особенностями помещения, в котором оборудование будет установлено.

Выбирая проектор, ориентируйтесь в первую очередь на цели и задачи, для которых он будет использован (характер мероприятия зачастую определяет довольно широкий круг требований к технике), а также на условия, в которых он будет эксплуатироваться. Далее мы подробнее рассмотрим моменты, на которые следует обратить внимание при выборе проектора.

См. также -> "Как выбрать проекционный экран?"

 

  1. По технологии - LCD или DLP проектор?
  2. По назначению - мобильный, офисный, инсталляционный
  3. Факторы влияющие на выбор проектора

Выбор проектора по технологии - LCD или DLP проектор?

  • LCD - обладают небольшим преимуществом в освещенных помещениях и там, где требуется высокий световой поток
  • DLP – обеспечивают высокий уровень черного и лучшую насыщенность изображения, идеальны для показа видео в затемненных помещениях

В последние несколько лет обе технологии шагнули далеко вперед, избавив проекторы от большинства имевшихся недостатков, поэтому разница между ними в настоящее время не столь очевидна.

LCD проектор

Технология LCD-проекторов реализована на основе трех просветных жидкокристаллических матриц, пропускающих красный, синий и зеленый цвета, составляющие основу полноцветного изображения. Подобные проекторы имеют несколько более сложное устройство оптической системы по сравнению с одночиповыми DLP-проекторами. В свое время большой проблемой LCD-проекторов была относительная недолговечность матриц. В настоящий момент этот недостаток устранен -современные полисиликоновые неорганические матрицы имеют существенно более высокий срок службы (сравнимый с DLP). При этом LCD-проекторы обладают традиционным преимуществом над DLP-технологией в сфере бизнес-инсталляций: в освещенных помещениях и там, где требуется высокий световой поток.


Особенности LCD-проекторов:

+ Отсутствие эффекта «радуги»
+ Хороший цветовой баланс
+ Более мощный световой поток
- На LCD-проекторах ранних поколений могут быть заметны границы между пикселями («эффект сетки»)
- Цветопередача в области отображения телесных цветов имеет тенденцию смещения в сторону сиреневого (в настоящий момент появились 4LCD-проекторы, имеющие четвертую матрицу для желтого цвета, решающие эту проблему)

DLP проектор

Одночиповые. Основу одночиповых DLP-проекторов составляет микрозеркальная матрица, ряды микроскопических зеркал которой формируют пиксели изображения. В зависимости от поданного управляющего сигнала зеркало попеременно занимает одно из двух положений, отражая свет либо в сторону линзы объектива, либо в сторону поглотителя. Так как во втором положении отраженный свет вообще не попадает в зону объектива (в отличие от LCD-проекторов, матрица которых пропускает незначительное количество света даже в закрытом состоянии), DLP-проекторы обеспечивают более глубокий уровень черного и насыщенность изображения. Особенность DLP-технологии характеризуется также большей плавностью динамического изображения. Эти факторы дают DLP-проекторам особое преимущество при показе видео в затемненных залах (например, в домашних или коммерческих кинотеатрах).


Особенности одночиповых DLP-проекторов:

+ Высокая контрастность и равномерность цветового тона, лучший уровень черного
+ Менее дорогостоящая технология производства
- Нарушение цветопередачи в желто-зеленом спектре при увеличении яркости
- Наличие «эффекта радуги», провоцирующего усталость глаз и снижающего комфорт от просмотра
- Достаточно быстрый физический износ привода цветового колеса

Трехчиповые. DLP-проекторы инсталляционного класса на основе трехзеркальной матрицы, лишенные большинства недостатков: они имеют правильную цветопередачу, мощный световой поток, высокое разрешение. Единственным существенным недостатком является их высокая стоимость. Подобные проекторы используются, как правило, для серьезных бизнес-задач, диспетчеризации, кинопоказа. Применение их в арендных решениях – редкость, в связи с высокой ценой и сложностью установки. Для подавляющего большинства задач достаточно возможностей одночиповых DLP-проекторов.

Выбор проектора по назначению - мобильный, офисный, инсталляционный

  • Портативные – для мобильного использования и непродолжительных сеансов работы.
  • Офисные – для бизнес-презентаций и образования, проведения семинаров и конференций.
  • Инсталляционные – дорогостоящее решение для сложных задач, требующих расширенных возможностей техники.

Портативные проекторы Портативные – это проекторы небольшого размера и малого веса, предназначенные для мобильного использования. Из-за особенностей конструкции такие проекторы не предполагают длительную непрерывную эксплуатацию: им требуются короткие циклы работы и отдыха. Это связано с тем, что в маленьком корпусе устройства высокое выделение тепла с затрудненной вентиляцией неизбежно приводит к возрастанию тепловой нагрузки на блоки проектора.

 

Офисные проекторы Офисные – к данному типу относится довольно широкий слой проекторов, различных по размерам и показателям мощности. Как правило, подобные проекторы связаны с бизнес-приложениями, использовании в учебном процессе. Офисные проекторы в большинстве случаев также, как и портативные, не предназначены для работы в непрерывном режиме. Производителями рекомендуется давать проектору отдых после 6-8 часов рабочего цикла (средняя продолжительность рабочего или учебного дня).

 

Инсталляционные проекторы Инсталляционные – данные проекторы имеют гораздо более крупные корпуса, мощные вентиляторы, нередко - сменную оптику. Предполагается работа устройств в продолжительных режимах. Как правило, инсталляционные проекторы имеют 2-4 лампы, экономичный режим эксплуатации (при котором работает только 1 лампа) и режим автоматического чередования ламп. Это позволяет осуществлять даже непрерывную круглосуточную работу проектора.

 

Факторы влияющие на выбор проектора

I. Размер помещения

Мощность проектора напрямую зависит от:

  • размера экрана
  • расстояния от экрана, на котором размещаются зрители

Размер помещения влияет на расстояние наблюдения, и от этого в свою очередь зависит размер экрана – а значит, и площадь проецируемого изображения. При выборе проектора необходимо помнить о том, что рост площади экрана вызывает квадратичный рост мощности светового потока. То есть, если площадь экрана увеличивается вдвое, то световой поток должен быть увеличен в четыре раза.

Организуя мероприятие в большом помещении, необходимо подумать об эргономичном размещении зрителей, обеспечив глубину наблюдения (расстояние от экрана до зрительских мест), соответствующую возможностям выбранного проектора. Подробнее о создании зоны комфортного наблюдения читайте здесь.

II. Освещенность помещения и мощность светового потока проектора

  • Контраст изображения для комфортной работы должен быть не менее 10:1.
  • Мощность светового потока проектора должна быть рассчитана исходя из желаемого контраста, размеров и свойств экрана и уровня внешнего освещения.

При выборе проектора всегда необходимо ориентироваться уровень освещенности в плоскости предполагаемого размещения экрана. В идеале нужно добиться показателя контраста изображения не ниже 10:1 – это станет залогом комфортного восприятия информации аудиторией.

Расчет мощности светового потока проектора всегда зависит от следующих факторов:

  • Желаемый контраст
  • Уровень освещенности в плоскости экрана
  • Оптические свойства экрана
  • Площадь экрана

III. Формат / разрешение матрицы

  • Для большинства арендных задач (отображения презентаций и видео) достаточно проектора формата 4:3 с разрешением XGA (1024х768) или формата 16:9 с разрешением W-XGA (1366х768).
  • Разрешение свыше XGA требуется для отображения чертежей и материалов, содержащих принципиально важные тонкие линии и мелкие детали.
  • Соотношение сторон экрана и проектора в идеале должно быть одинаковым.
  • Лучше отображать картинки более низкого разрешения на проекторе более высокого разрешения, чем наоборот.

Выбирая проектор определенного формата и разрешения, нужно ориентироваться на следующие условия:

1. Планируемый к демонстрации контент

  • Для демонстрации обычного видео стандарта NTSC, PAL, SECAM и DVD стандартного качества достаточно формата 4:3 и разрешения XGA (1024х768). Фактически достаточно будет даже разрешения SVGA (800х600), но подобные проекторы постепенно уходят в прошлое.
  • Для демонстрации широкоформатного видео, DVD-фильмов высокого разрешения применяются проекторы с форматом 16:9 и разрешением W-XGA (1366х768)
  • Для электронного домашнего кинотеатра и отображения Full-HD видео разрешение проектора может доходить до 1920х1080 (16:9).
  • Для бизнес-презентаций с отображением компьютерного контента чаще всего применяются форматы 4:3 или 5:4 с разрешением XGA (1024х768). Как правило, проекторы с разрешением выше XGA используются для отображения графических материалов, содержащих тонкие линии и мелкие детали (например, геоинформационные системы (ГИС), SCADA-приложения, чертежи AutoCAD, в которых правильное отображение толщины линий носит принципиальный характер).

2. Формат экрана

Идеальным является вариант, когда проектор и экран имеют одинаковый формат (соотношение сторон), в противном случае Вы получите одну из двух проблем:

  • Нерациональное использование площади экрана
  • Нерациональное использование светового потока, генерируемого лампой (выведение на проектор с матрицей формата 4:3 изображения формата 16:9 приводит к тому, что проектор не может работать в собственном разрешении).

Нерациональное использование площади экрана

Подробнее о проблеме отображения разных форматов читайте здесь.

Также выбирая проектор, нужно помнить, что отображение картинки с более низким разрешением на проекторах более высокого разрешения всегда сопряжено с меньшими трудностями, чем обратная ситуация.

IV. Объективы

  • Для большинства арендных решений применяются проекторы офисного класса со стандартными или короткофокусными линзами.
  • Глубина трансфокатора – это разница соотношений минимального и максимального проекционного расстояния к ширине экрана. Чем больше этот показатель, тем больше можно варьировать удаленность проектора от средства отображения.
  • Ультракороткофокусный проектор позволяет получить изображение большого размера, будучи установленным почти вплотную к экрану.

Только проекторы инсталляционного класса имеют возможность установки сменной оптики. У подавляющего большинства проекторов офисного класса предусмотрен только заводской объектив, как правило, имеющий проекционное число, близкое к 2:1 (проекционное число - соотношение проекционного расстояния к ширине экрана). Объективы с таким проекционным числом условно называются стандартными.

Преимущество сменной оптики в том, что она дает возможность варьировать дальность установки проектора относительно экрана. К примеру, короткофокусные объективы позволяют получить крупное изображение на экране с относительно небольшого расстояния по сравнению со стандартным объективом. Длиннофокусные – напротив, могут быть установлены на значительном расстоянии от экрана.

Зная предельные величины проекционного числа объектива, можно понять, какого размера изображение можно получить с того или иного расстояния. Условное деление* по величине проекционного числа можно произвести следующим образом:

  • Длиннофокусный – свыше 2,5:1
  • Стандартный – (1,8 – 2,5):1
  • Короткофокусный – (1,3 – 1,8):1

* У различных производителей стандарты объективов могут быть смещены в ту или иную сторону.

Как правило, использование потолочных креплений в арендных инсталляциях сопряжено с трудностями монтажа, в бизнес-презентациях проекторы офисного класса устанавливаются на горизонтальную поверхность. Чаще всего используются офисные проекторы со стандартными или короткофокусными линзами.

Пример расчета минимального и максимального расстояния от проектора до экрана в зависимости от объектива:

Предположим, что в нашем распоряжении имеется проектор с объективом (1,3 – 1,8):1.
Ширина экрана составляет 2 м.

В этом случае минимальное расстояние от проектора до экрана составит:
2 (м) х 1,3 = 2,6 (м)

Максимальное расстояние:
2 (м) х 1,8 = 3,6 (м)

Таким образом, диапазон установки проектора составит от 2,6 до 3,6 метра от экрана.

Некоторые проекторы обладают большой глубиной трансфокатора (разницей предельных величин проекционного числа). Например, диапазон проекционных чисел проекторов CASIO серии XJ-S составляет (1,4 – 2,8):1. Глубокий трансфокатор позволяет более гибко использовать проектор, значительно варьируя степень его удаленности от средства отображения.

Ультракороткофокусные проекторы

Существует отдельный сегмент проекторов с особо коротким проекционным расстоянием. Такие устройства могут иметь ультракороткофокусный объектив обычной конструкции (традиционную линзу), или объектив с параболическим зеркалом. Как правило, такие проекторы используются для специализированных задач (например, в обучении и бизнес-совещаниях совместно с интерактивной доской в качестве средства отображения) и имеют ряд особенностей:

+ Позволяют получить крупное изображение на экране с очень небольших расстояний
+ Практически полностью устраняют эффект тени
- Имеют жесткие ограничения по максимальному размеру изображения (максимум 100”, на экранах большей площади возникают геометрические искажения)
- Для работы с такими проекторами требуется идеально ровная поверхность экрана

V. Требования к качеству изображения

Борьба за качество изображения складывается из трех основных параметров:

  1. Разрешение
  2. Контраст изображения
  3. Правильность цветопередачи

Первые два пункта мы уже рассмотрели достаточно подробно, эти показатели складываются из совместной работы проектора и экрана. Что же касается цветопередачи, она целиком зависит от возможностей и настроек проектора.

  • Правильная цветопередача в большой степени зависит от изношенности лампы проектора (при сильном износе цветопередача может сместиться в красный).
  • Важным обстоятельством является правильная настройка проектора. Например, в некоторых случаях не рекомендуется использовать режим шумоподавления, т.к. это может привести к ухудшению цветопередачи. Яркость и контрастность не рекомендуется накручивать до крайних показателей, особенно это касается одночиповых DLP-проекторов (сдвиг яркости в максимальное положение вызывает существенное ухудшение цветопередачи в желто-зеленом участке спектра).

VI. Прочие условия

Следующие условия не оказывают влияния на качество получаемого изображения, однако они должны быть учтены в зависимости от способности повлиять на качество самой инсталляции и предпочтений, связанных с конкретной задачей:

  • Вес проектора
  • Уровень шума
  • Количество выделяемого тепла лампы

! Необходимо всегда помнить о том, что для получения качественного изображения необходима грамотная и правильная настройка проектора. Если пренебречь этим условием, все усилия по выбору проектора и экрана в соответствии с задачей, даже в случае идеально подобранной техники, могут оказаться напрасными. Рекомендуем Вам по возможности обратиться к специалистам.

 

Если после прочтения данной статьи Вы все еще сомневаетесь, какой именно проектор предпочесть для Вашей задачи, обратитесь к нам, и наши опытные специалисты помогут Вам подобрать оптимальный вариант для Вашего случая.