- Оборудование /
- Как выбрать проектор?
Как выбрать проектор?
Первое, что необходимо помнить при выборе средств отображения – проектор и экран должны работать в связке. Именно совокупность свойств и настроек пары «экран + проектор» обеспечивают наилучшее качество изображения, поэтому для каждого конкретного случая лучше производить подбор обоих устройств одновременно.
Данная статья поможет Вам сделать рациональный и осознанный выбор проектора в соответствии с Вашими задачами и особенностями помещения, в котором оборудование будет установлено.
Выбирая проектор, ориентируйтесь в первую очередь на цели и задачи, для которых он будет использован (характер мероприятия зачастую определяет довольно широкий круг требований к технике), а также на условия, в которых он будет эксплуатироваться. Далее мы подробнее рассмотрим моменты, на которые следует обратить внимание при выборе проектора.
См. также -> "Как выбрать проекционный экран?"
- По технологии - LCD или DLP проектор?
- По назначению - мобильный, офисный, инсталляционный
- Факторы влияющие на выбор проектора
Выбор проектора по технологии - LCD или DLP проектор?
- LCD - обладают небольшим преимуществом в освещенных помещениях и там, где требуется высокий световой поток
- DLP – обеспечивают высокий уровень черного и лучшую насыщенность изображения, идеальны для показа видео в затемненных помещениях
В последние несколько лет обе технологии шагнули далеко вперед, избавив проекторы от большинства имевшихся недостатков, поэтому разница между ними в настоящее время не столь очевидна.
LCD проектор
Технология LCD-проекторов реализована на основе трех просветных жидкокристаллических матриц, пропускающих красный, синий и зеленый цвета, составляющие основу полноцветного изображения. Подобные проекторы имеют несколько более сложное устройство оптической системы по сравнению с одночиповыми DLP-проекторами. В свое время большой проблемой LCD-проекторов была относительная недолговечность матриц. В настоящий момент этот недостаток устранен -современные полисиликоновые неорганические матрицы имеют существенно более высокий срок службы (сравнимый с DLP). При этом LCD-проекторы обладают традиционным преимуществом над DLP-технологией в сфере бизнес-инсталляций: в освещенных помещениях и там, где требуется высокий световой поток.
Особенности LCD-проекторов:
+ Отсутствие эффекта «радуги»
+ Хороший цветовой баланс
+ Более мощный световой поток
- На LCD-проекторах ранних поколений могут быть заметны границы между пикселями («эффект сетки»)
- Цветопередача в области отображения телесных цветов имеет тенденцию смещения в сторону сиреневого (в настоящий момент появились 4LCD-проекторы, имеющие четвертую матрицу для желтого цвета, решающие эту проблему)
DLP проектор
Одночиповые. Основу одночиповых DLP-проекторов составляет микрозеркальная матрица, ряды микроскопических зеркал которой формируют пиксели изображения. В зависимости от поданного управляющего сигнала зеркало попеременно занимает одно из двух положений, отражая свет либо в сторону линзы объектива, либо в сторону поглотителя. Так как во втором положении отраженный свет вообще не попадает в зону объектива (в отличие от LCD-проекторов, матрица которых пропускает незначительное количество света даже в закрытом состоянии), DLP-проекторы обеспечивают более глубокий уровень черного и насыщенность изображения. Особенность DLP-технологии характеризуется также большей плавностью динамического изображения. Эти факторы дают DLP-проекторам особое преимущество при показе видео в затемненных залах (например, в домашних или коммерческих кинотеатрах).
Особенности одночиповых DLP-проекторов:
+ Высокая контрастность и равномерность цветового тона, лучший уровень черного
+ Менее дорогостоящая технология производства
- Нарушение цветопередачи в желто-зеленом спектре при увеличении яркости
- Наличие «эффекта радуги», провоцирующего усталость глаз и снижающего комфорт от просмотра
- Достаточно быстрый физический износ привода цветового колеса
Трехчиповые. DLP-проекторы инсталляционного класса на основе трехзеркальной матрицы, лишенные большинства недостатков: они имеют правильную цветопередачу, мощный световой поток, высокое разрешение. Единственным существенным недостатком является их высокая стоимость. Подобные проекторы используются, как правило, для серьезных бизнес-задач, диспетчеризации, кинопоказа. Применение их в арендных решениях – редкость, в связи с высокой ценой и сложностью установки. Для подавляющего большинства задач достаточно возможностей одночиповых DLP-проекторов.
Выбор проектора по назначению - мобильный, офисный, инсталляционный
- Портативные – для мобильного использования и непродолжительных сеансов работы.
- Офисные – для бизнес-презентаций и образования, проведения семинаров и конференций.
- Инсталляционные – дорогостоящее решение для сложных задач, требующих расширенных возможностей техники.
Портативные – это проекторы небольшого размера и малого веса, предназначенные для мобильного использования. Из-за особенностей конструкции такие проекторы не предполагают длительную непрерывную эксплуатацию: им требуются короткие циклы работы и отдыха. Это связано с тем, что в маленьком корпусе устройства высокое выделение тепла с затрудненной вентиляцией неизбежно приводит к возрастанию тепловой нагрузки на блоки проектора.
Офисные – к данному типу относится довольно широкий слой проекторов, различных по размерам и показателям мощности. Как правило, подобные проекторы связаны с бизнес-приложениями, использовании в учебном процессе. Офисные проекторы в большинстве случаев также, как и портативные, не предназначены для работы в непрерывном режиме. Производителями рекомендуется давать проектору отдых после 6-8 часов рабочего цикла (средняя продолжительность рабочего или учебного дня).
Инсталляционные – данные проекторы имеют гораздо более крупные корпуса, мощные вентиляторы, нередко - сменную оптику. Предполагается работа устройств в продолжительных режимах. Как правило, инсталляционные проекторы имеют 2-4 лампы, экономичный режим эксплуатации (при котором работает только 1 лампа) и режим автоматического чередования ламп. Это позволяет осуществлять даже непрерывную круглосуточную работу проектора.
Факторы влияющие на выбор проектора
- Размер помещения
- Освещенность помещения и мощность светового потока проектора
- Формат / разрешение матрицы
- Объективы
- Требования к качеству изображения
- Прочие условия
I. Размер помещения
Мощность проектора напрямую зависит от:
- размера экрана
- расстояния от экрана, на котором размещаются зрители
Размер помещения влияет на расстояние наблюдения, и от этого в свою очередь зависит размер экрана – а значит, и площадь проецируемого изображения. При выборе проектора необходимо помнить о том, что рост площади экрана вызывает квадратичный рост мощности светового потока. То есть, если площадь экрана увеличивается вдвое, то световой поток должен быть увеличен в четыре раза.
Организуя мероприятие в большом помещении, необходимо подумать об эргономичном размещении зрителей, обеспечив глубину наблюдения (расстояние от экрана до зрительских мест), соответствующую возможностям выбранного проектора. Подробнее о создании зоны комфортного наблюдения читайте здесь.
II. Освещенность помещения и мощность светового потока проектора
- Контраст изображения для комфортной работы должен быть не менее 10:1.
- Мощность светового потока проектора должна быть рассчитана исходя из желаемого контраста, размеров и свойств экрана и уровня внешнего освещения.
При выборе проектора всегда необходимо ориентироваться уровень освещенности в плоскости предполагаемого размещения экрана. В идеале нужно добиться показателя контраста изображения не ниже 10:1 – это станет залогом комфортного восприятия информации аудиторией.
Расчет мощности светового потока проектора всегда зависит от следующих факторов:
- Желаемый контраст
- Уровень освещенности в плоскости экрана
- Оптические свойства экрана
- Площадь экрана
III. Формат / разрешение матрицы
- Для большинства арендных задач (отображения презентаций и видео) достаточно проектора формата 4:3 с разрешением XGA (1024х768) или формата 16:9 с разрешением W-XGA (1366х768).
- Разрешение свыше XGA требуется для отображения чертежей и материалов, содержащих принципиально важные тонкие линии и мелкие детали.
- Соотношение сторон экрана и проектора в идеале должно быть одинаковым.
- Лучше отображать картинки более низкого разрешения на проекторе более высокого разрешения, чем наоборот.
Выбирая проектор определенного формата и разрешения, нужно ориентироваться на следующие условия:
1. Планируемый к демонстрации контент
- Для демонстрации обычного видео стандарта NTSC, PAL, SECAM и DVD стандартного качества достаточно формата 4:3 и разрешения XGA (1024х768). Фактически достаточно будет даже разрешения SVGA (800х600), но подобные проекторы постепенно уходят в прошлое.
- Для демонстрации широкоформатного видео, DVD-фильмов высокого разрешения применяются проекторы с форматом 16:9 и разрешением W-XGA (1366х768)
- Для электронного домашнего кинотеатра и отображения Full-HD видео разрешение проектора может доходить до 1920х1080 (16:9).
- Для бизнес-презентаций с отображением компьютерного контента чаще всего применяются форматы 4:3 или 5:4 с разрешением XGA (1024х768). Как правило, проекторы с разрешением выше XGA используются для отображения графических материалов, содержащих тонкие линии и мелкие детали (например, геоинформационные системы (ГИС), SCADA-приложения, чертежи AutoCAD, в которых правильное отображение толщины линий носит принципиальный характер).
2. Формат экрана
Идеальным является вариант, когда проектор и экран имеют одинаковый формат (соотношение сторон), в противном случае Вы получите одну из двух проблем:
- Нерациональное использование площади экрана
- Нерациональное использование светового потока, генерируемого лампой (выведение на проектор с матрицей формата 4:3 изображения формата 16:9 приводит к тому, что проектор не может работать в собственном разрешении).
Подробнее о проблеме отображения разных форматов читайте здесь.
Также выбирая проектор, нужно помнить, что отображение картинки с более низким разрешением на проекторах более высокого разрешения всегда сопряжено с меньшими трудностями, чем обратная ситуация.
IV. Объективы
- Для большинства арендных решений применяются проекторы офисного класса со стандартными или короткофокусными линзами.
- Глубина трансфокатора – это разница соотношений минимального и максимального проекционного расстояния к ширине экрана. Чем больше этот показатель, тем больше можно варьировать удаленность проектора от средства отображения.
- Ультракороткофокусный проектор позволяет получить изображение большого размера, будучи установленным почти вплотную к экрану.
Только проекторы инсталляционного класса имеют возможность установки сменной оптики. У подавляющего большинства проекторов офисного класса предусмотрен только заводской объектив, как правило, имеющий проекционное число, близкое к 2:1 (проекционное число - соотношение проекционного расстояния к ширине экрана). Объективы с таким проекционным числом условно называются стандартными.
Преимущество сменной оптики в том, что она дает возможность варьировать дальность установки проектора относительно экрана. К примеру, короткофокусные объективы позволяют получить крупное изображение на экране с относительно небольшого расстояния по сравнению со стандартным объективом. Длиннофокусные – напротив, могут быть установлены на значительном расстоянии от экрана.
Зная предельные величины проекционного числа объектива, можно понять, какого размера изображение можно получить с того или иного расстояния. Условное деление* по величине проекционного числа можно произвести следующим образом:
- Длиннофокусный – свыше 2,5:1
- Стандартный – (1,8 – 2,5):1
- Короткофокусный – (1,3 – 1,8):1
* У различных производителей стандарты объективов могут быть смещены в ту или иную сторону.
Как правило, использование потолочных креплений в арендных инсталляциях сопряжено с трудностями монтажа, в бизнес-презентациях проекторы офисного класса устанавливаются на горизонтальную поверхность. Чаще всего используются офисные проекторы со стандартными или короткофокусными линзами.
Пример расчета минимального и максимального расстояния от проектора до экрана в зависимости от объектива: Предположим, что в нашем распоряжении имеется проектор с объективом (1,3 – 1,8):1. Ширина экрана составляет 2 м. В этом случае минимальное расстояние от проектора до экрана составит: 2 (м) х 1,3 = 2,6 (м) Максимальное расстояние: 2 (м) х 1,8 = 3,6 (м) Таким образом, диапазон установки проектора составит от 2,6 до 3,6 метра от экрана. |
Некоторые проекторы обладают большой глубиной трансфокатора (разницей предельных величин проекционного числа). Например, диапазон проекционных чисел проекторов CASIO серии XJ-S составляет (1,4 – 2,8):1. Глубокий трансфокатор позволяет более гибко использовать проектор, значительно варьируя степень его удаленности от средства отображения.
Ультракороткофокусные проекторы
Существует отдельный сегмент проекторов с особо коротким проекционным расстоянием. Такие устройства могут иметь ультракороткофокусный объектив обычной конструкции (традиционную линзу), или объектив с параболическим зеркалом. Как правило, такие проекторы используются для специализированных задач (например, в обучении и бизнес-совещаниях совместно с интерактивной доской в качестве средства отображения) и имеют ряд особенностей:
+ Позволяют получить крупное изображение на экране с очень небольших расстояний
+ Практически полностью устраняют эффект тени
- Имеют жесткие ограничения по максимальному размеру изображения (максимум 100”, на экранах большей площади возникают геометрические искажения)
- Для работы с такими проекторами требуется идеально ровная поверхность экрана
V. Требования к качеству изображения
Борьба за качество изображения складывается из трех основных параметров:
- Разрешение
- Контраст изображения
- Правильность цветопередачи
Первые два пункта мы уже рассмотрели достаточно подробно, эти показатели складываются из совместной работы проектора и экрана. Что же касается цветопередачи, она целиком зависит от возможностей и настроек проектора.
- Правильная цветопередача в большой степени зависит от изношенности лампы проектора (при сильном износе цветопередача может сместиться в красный).
- Важным обстоятельством является правильная настройка проектора. Например, в некоторых случаях не рекомендуется использовать режим шумоподавления, т.к. это может привести к ухудшению цветопередачи. Яркость и контрастность не рекомендуется накручивать до крайних показателей, особенно это касается одночиповых DLP-проекторов (сдвиг яркости в максимальное положение вызывает существенное ухудшение цветопередачи в желто-зеленом участке спектра).
VI. Прочие условия
Следующие условия не оказывают влияния на качество получаемого изображения, однако они должны быть учтены в зависимости от способности повлиять на качество самой инсталляции и предпочтений, связанных с конкретной задачей:
- Вес проектора
- Уровень шума
- Количество выделяемого тепла лампы
! Необходимо всегда помнить о том, что для получения качественного изображения необходима грамотная и правильная настройка проектора. Если пренебречь этим условием, все усилия по выбору проектора и экрана в соответствии с задачей, даже в случае идеально подобранной техники, могут оказаться напрасными. Рекомендуем Вам по возможности обратиться к специалистам.
Если после прочтения данной статьи Вы все еще сомневаетесь, какой именно проектор предпочесть для Вашей задачи, обратитесь к нам, и наши опытные специалисты помогут Вам подобрать оптимальный вариант для Вашего случая.